Контрольная работа по Йоге

Постоянные, быстрые и существенные темпы роста заболеваемости и психической не уравновешенности детей привели к тому, что встал вопрос о необходимости введения в физкультурные занятия новых форм и методов физического воспитания.

Йога – древнейшее учение человечества. В современном мире йога получила большое распространение, благодаря своему оздоровительному воздействию на организм и психику человека в целом. В настоящее время для гармоничного развития организма йогу активно применяют в детском возрасте, что позволяет развить и совершенствовать природные задатки.

Учитывая актуальность укрепления и сохранения здоровья детей в процессе воспитания и обучения, была разработана программа «Йога для детей», направленная на формирование здорового образа жизни

В программе представлена система оздоровительных занятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, развитие и тренировка дыхательной системы, повышение защитных функций организма детей с использованием нетрадиционной формы – хатха — йога, которая эффективна в плане не только физического, но и нравственно — духовного оздоровления детей дошкольного возраста.

Йога учит глубоко дышать, что способствует расширению и укреплению грудной клетки, улучшает работу внутренних органов, влияет на мозговое кровообращение, хорошо вентилирует легкие, что позволяет бороться с хроническими заболеваниями органов дыхания.

Асаны хатха-йоги — это удобные позы, определенные положения тела, которые развивают у детей гибкость, подвижность суставов, нежно массажируют все органы, что благотворно влияет на развитие всех систем и органов детского организма.

Занятия йогой преподносятся детям в форме игры, где в ненавязчивой форме детям предлагается совершать физические упражнения, которые укрепляют мышцы, улучшают координацию и ловкость. Результат занятий — красивые, пластичные движения ребенка.

Программа определяет основное направление, цели, а также план действий со сроком реализации в течение 3 лет.

В программе широко представлены приемы и методы оздоровления детей: общеразвивающая гимнастика, самомассаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, суставная гимнастика, корригирующая гимнастика (комплексы йоги), релаксация, подвижные игры, а также предложены тесты для выявления нарушений осанки и плоскостопия.

Практическая ценность данной программы заключается в том, что в группе систематически посещающих кружок, наблюдалось снижение частоты заболеваний на одного ребенка, снижение показателей пропущенных дней по болезни на одного ребенка, протекание заболеваний без осложнений и в более легкой форме, отсутствие часто и длительно болеющих детей. Замечено, что те дети, которые занимаются детской йогой, имеют высокие показатели успеваемости на занятиях, меньше подвержены влиянию стрессовых ситуаций и отличаются малой утомляемостью. Прослеживается заинтересованность родителей в оздоровлении детей через занятия в нетрадиционной форме.

Занятия детской йогой помогают избавиться от неправильной осанки и нарушений опорно-двигательного аппарата у ребенка. Упражнения, которые предлагает детская йога, делают мышцы, поддерживающие позвоночник ребенка более сильными и эластичными. Это помогает ему избежать проблем с осанкой.

Весь практический материал разработан в соответствии с научно обоснованными оздоровительными методиками, адаптированными данному возрасту детей.

Краткий отчет о реализации программы «Йога для детей»

Набор детей на посещение кружка «Йога для детей» начался с выступлений на родительских собраниях. Где в подробной форме были раскрыты цели и задачи, основное направление, план действий и методы оздоровительной работы с детьми в предстоящем учебном году. Данная программа была рекомендована для часто болеющих детей, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и отстающих в физическом развитии.

Возраст занимающихся от 4 до 7 лет. Занятия велись в 3-х возрастных группах, учитывая физиологические параметры каждого возраста, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

Ключевым моментом в программе является сюжетно-игровая деятельность детей, которая строится на основе сюжетно-игровой ситуации.

Результативность освоения детьми программы осуществлялся через использование различных способов проверки:

  • Текущий контроль знаний в процессе устного опроса,
  • Текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой,
  • Взаимоконтроль,
  • Самоконтроль,
  • Итоговый контроль умений и навыков,
  • Анализ медицинских карт детей (количество острых заболеваний в год, показателей физической подготовленности и физического развития, группа здоровья),
  • Контрольные упражнения и тесты.

Итог реализации программы подводился по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнении контрольных упражнений, тестов, антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, совместных занятий с родителями, показательных выступлений.

Результаты показали, что использование нетрадиционных форм, занятий йогой, способствуют формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений. Это подтверждается и диагностическими данными. Система оздоровления детей, о которой здесь рассказано, позволила сократить число случаев их заболеваний по причине простуды. Если в старшей группе уровень заболеваемости детей регистрировался на уровне 4,3%, то в подготовительной группе он снизился до 2,1%. У детей улучшилась физическая подготовленность в целом.

Все проводимые занятия, оказывают тренирующее влияние на организм ребенка, способствуют расширению адаптационных возможностей детей не только к физическим нагрузкам, но и к влияниям внешней среды.

Дети легко усваивают, впитывают новый опыт. Дети более гибкие легко подстраиваются к изменяющимся условиям. Доказано что 70 % навыков и умений формируются в дошкольном возрасте, поэтому очень важно максимально продуктивно использовать этот период в развитии – все это в большей степени зависит от нас взрослых.

Занятия йогой в детском возрасте формирует у ребенка заботливое отношение к здоровью, дисциплинирует, формирует волевые и нравственные качества.

Таким образом, использование в практике работы по физическому воспитанию занятий, основанных на современных методах работы, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволила повысить эффективность процесса физического воспитания. Оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а так же на формирование интереса детей к занятиям физическими упражнениями.

Воспитание здорового поколения – это главная задача нас взрослых, и йога может быть отличным помощником в этом.

Оцените статью
Добавить комментарий