1. Укажите неверное утверждение.
- Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда- знак препинания.
- Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.
- Тире с ССП не ставится.
- Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.
2. Найдите сложные предложения.
- Утро было знойное, пахло резедой.
- Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству.
- Я долго сидел над задачей, но все-таки решил ее сам.
- Зима была снежная, ждали сильного половодья.
- Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.
- Здесь, как гласит предание, был густой лес.
3. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
- Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
- Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
- Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
- Лицо ее дрогнуло нахмурилось и тотчас засияло приветливой улыбкой.
4. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.
- Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами, но мы были ко всему равнодушны.
- Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.
- То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.
- Солнце сияло, море же было неспокойно.
- Как родные, так и соседи очень волновались.
- С чужими я либо робел, либо важничал.
5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая (знаки препинания не расставлены).
- На площади шел митинг и я поспешил туда.
- Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел.
- Вероятно мы сегодня работу не закончим и придется отложить ее на завтра.
- Тебе сегодня не спится и мне не уснуть.
- Поспевали огурцы и наши ребята ели их прямо с грядки.
- Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать ее вовремя?
- К вечеру похолодало и к утру лужи подернулись льдом.
- Было светло и очертания далеких гор выступали отчетливо.
6. Найдите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.
- Каждый год, 9 Мая, наш народ празднует День Победы, и участники войны встречаются со своими однополчанами, постаревшими, поседевшими, но все еще бодрыми, вспоминают эпизоды боевой жизни и товарищей, не вернувшихся с войны.
- Все, кажется, уложено, и останется только проститься с речкой, с густыми зарослями на берегу, со старым, зарастающим травой садом, со всеми местами, доставляющими столько радости в детстве.
- В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к больным.
- Мы построим вам дворцы большие, милые красавицы России, мы о вас напишем сочиненья, полные любви и удивленья.
- Наташа, сидя на диване, смотрела на брата, в ее глазах отражались и его конфузливость, и жалость к нему и какое-то раздумье.
7. Укажите предложение, которое соответствует схеме [] и [] ( знаки препинания не расставлены).
- По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины.
- Год проходит и Федор возвращается домой.
- Остап уже занялся своим делом и давно отошел к куреням.
- С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.
8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
- На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
- Никто из пришедших не поздоровался с ней.
- Разведчик не раз побывал в тылу врага.
- На конференции состоялся обмен мнений.
- Большая сила воли была характерна для этого героя.
- От него не было ни слуха ни духа.
- Его вклад в работу был существен.